Базовые основы импровизации

с 23-27 ноября 2020 года в Санкт-Петербурге,в культурном центре Елены Образцовой будет проходить курс по базовым основам импровизации 17 века для инструменталистов, исполняющих сольный репертуар раннего барокко. Основная задача курса это изучение стиля раннего барокко от самого зарождения инструментальной сольной музыки (конец 16- начало 17 века). Мы будем изучать базовые основы импровизации (в соответствии с учебниками по импровизации 16-17 веков- Джованни Бассано, Аврелия Виргиллиана, Риккардо Роньони и др) а затем внедрять эти знания в музыкальные произведения.Также будем учиться импровизировать на заданные формулы баса(граунды чаконы, пассакалии, фолии итд). Кроме того- обязательный экскурс по основным итальянским, немецким и английским авторам 17 века, которые работали в импровизационном стиле. Преподаватель — специалист по историческому исполнительству,лауреат международных конкурсов-Мария Крестинская (скрипка, виоль д ’амур)

Искусство и культура 12+


 

 С 23 по27 ноября 2020 в Санкт-Петербурге  пройдет курс по базовым основам импровизации  в стиле барокко. 

Этот краткий курс подходит всем  инструменталистам, исполняющим репертуар 17 века и желающим разобраться в стилистике раннего барокко.   

Наличие барочной скрипки и смычка не обязательно. 

По окончанию курса вы  научитесь  составлять  свои собственные импровизации, украшения, каденции, разбираться в уместности украшений в произведении, исходя из времени его написания, а также получите навыки  импровизации в реальном времени без подготовки.                  

Программа курса 

 


 

Темы занятия.

1)Исторический экскурс по стилю  раннего барокко, появление скрипичных  в церковной и светской музыки и роль К.Монтеверди  в создании оперного оркестра.

2)Скрипка новый инструмент или разновидность виолы?

3)Импровизация как феномен мышления музыки раннего барокко. 

 4)Основы импровизации, учебники Джованни Бассано(1561-1617), Риккардо Роньони(1550 – 1620), Аврелия Виргиллиана (ок.1589-1625). Бовичелли(1550 -1594)

5) Основные приемы и штрихи, истоки неравенства нот

Практическая часть, индивидуальная для каждого участника 

1)Базовые штрихи и виды итальянского inegаle (неравенство нот) как играется и в чем смысл.

2)формулы пассажей, диминуиций и каденций (кадансов) разборы ричеркаров из учебников.(ричеркары высылаются заранее)

3) Ритм и метр. Понятие рубато в старинной музыке. Тактус, как единица ритмического мышления музыки эпохи барокко. Что такое ритмическая свобода? Метр — его роль и ограничения.

4) Составляем пассажи,переходы , кадансовые  обороты  самостоятельно 

Домашнее задание к последнему дню курса - записать нотами  минимум 3-4 собственных кадансовых оборота, максимум- составить маленький ричеркар.

День2. 

1)Импровизации на граунды (бас -чакона, пассакалия, фолия итд.) 

2)Итальянские сонаты — Б.Марини, Дж. Фонтана, Д.Кастелло, М. Уччелини, Дж. Пандольфи Меалли и др. 

3)Школа Корелли,рассматриваем сонаты Корелли как-будто из 17 века. Что нового? Какие находки или наоборот стиль стал проще? Деминуиции в стиле Корелли, разбираем так называемые сохранившиеся украшения Корелли.

Практическая индивидуальная часть (соната выбирается заранее) принести по одной сонате до 1700 года  и любую сонату Корелли op.5 на выбор участника.

 День3. 

Германия Stylus fantasticus 

1)Итальянские трактаты и немецкие композиторы. Популярность трактата Дж. Бассано в Германии. Влияние итальянских композиторов на  немецкую музыку.

2)немецкие и английские скрипачи -композиторы 17 века Бальтзар, Брунс, Шмельцер, Бибер, Вестхофф и др.Отличие немецкого и английского стиля 17 века от итальянского.

Практическая индивидуальная  часть— разобрать одну из сонат вышеуказанных авторов и сравнить с пройденной ранее итальянской сонатой

Выбрать пьесу из сборника The Division violin  Дж. Плэйфорда 

imslp.org/wiki/The_Division_Violin_...(Playford%2C_John)

и любое  произведение 18 века до 1750 года.(А. Вивальди, Дж. Тартини, П. Локателли, И. С. Бах итд) на выбор участника. 

Применение полученных навыков на практике- проверка  домашнего задания-  импровизации  или ричеркары, тренировка  ипровизации  на заданный бас -граунд. Сочиняем импровизацию с вариациями без подготовки.  

Теория в записи 

Лекция N1 Италия, историческая справка, предпосылки для импровизационного стиля, рождение скрипки, стиль moderno, в чем особенность, учебники по импровизации, разбираем 4 разных учебника. Основные свойства стиля, как использовать формулы из учебников на примерах итальянских сонат 17 века. Корелли и импровизация, как модифицировалось использование формул в 18 веке. (Тартини, Локателли, Вивальди и др) 

составление импровизаций на граунд (заданный бас) как идея граунд переросла в стиль вариаций 18 и даже 19 века. 

​​​​

Лекция N2 Германия, историческая справка, как Г.Шютц привез итальянский стиль в Германию, возникновение так называемого stylus fantasticus, сонаты Бибера, Шмельцера, рассматриваем, что привело к стилю И.С. Баха, как развивалась импровизация у Баха и Телемана и др. 

также всем присылаю материалы для самостоятельной практики. 

Разбор произведений,присланных участниками.

(произведения присылайте  на email: krestinskaya.maria@gmail.com)

 

 

​​​​

*По окончанию полного курса выдается памятный сертификат об участии,  не является документом об официальном образовании,дает 20%скидку на  любой следующий курс или индивидуальные занятия.
 

 

О преподавателе:

Мария Крестинская (барочная скрипка, виоль д’амур) 

Начала учиться игре на скрипке в 7 лет у профессора Г. Тагаури (г. Тбилиси). Окончила специальную музыкальную школу-лицей им. Римского-Корсакова при Санкт-Петербургской консерватории (класс преподавателя Н. Р. Склярской) и с отличием – Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (класс профессора В. Ю. Овчарека) по специальностям сольная скрипка, камерный ансамбль, преподаватель, солист оркестра.

С 1998 года начала заниматься аутентичным исполнительством под руководством Марии Леонхардт (Нидерланды) и ансамбля Musica Petropolitana. Проходила обучение на мастер-курсах Захара Брона, Бориса Кушнира, Марии Леонхардт, Эндрю Мэнци, Моники Хаггетт, Питера Ван Хейгена, Эндрю Лоуренс-Кинга.

Лауреат международных конкурсов и фестивалей, в том числе Concertino Praga (Прага, Чехия), "Виртуозы 2000 года" (Санкт-Петербург, Россия), конкурса им. Яши Хейфеца (Вильнюс, Литва), конкурса им. Глазунова (Париж, Франция). Являлась стипендиатом фонда М. Ростроповича. Как барочная скрипачка выступала с сольными концертами и в составе ансамбля "Солисты Екатерины Великой" на фестивалях Earlymusic (Россия), Utrecht Oude Muziek (Нидерланды), Muzikfestspiele Sans-Souci (Германия), фестивале старинной музыки в Авиньоне (Франция), Vantaa Early Music Festival (Финляндия), Boston Early Music Festival (США), а также гастролировала с концертами в Великобритании, Франции, Германии и Голландии.

С 2001 года участник ансамблей "Оркестр Екатерины Великой", "Солисты Екатерины Великой" под руководством Андрея Решетина.

Участник постановки оперы Паизиелло "Мнимые философы" (Утрехт-Санкт-Петербург). Участвовала в оркестре первой постановки оперы Маттезона "Борис Годунов" Бостонского фестиваля старинной музыки под управлением Стивена Стаббса и Пола О’Детта.

В качестве солистки выступала с такими музыкантами, как Майкл Чанс, Пол О’Детт, Стивен Стаббс, Фиби Карраи, Кристиан Безунденхаут, Боб ван Асперен, Юго Рейн, а также с ансамблем Saggitarius (Франция). С 2011 года солистка ансамбля Baltic Baroque (художественный руководитель Григорий Малтизов) и проекта Vivaldi Collection, посвященного записи всех инструментальных сонат А. Вивальди. Участница ансамбля La Voce Strumentale Дмитрия Синьковского (Москва). В 2011 году основала ансамбль Barocco Concertato (Санкт-Петербург) который стал лауреатом конкурса Van Wassenaer Competition 2016 г. Утрехт (Нидерладнды) В 2014 году выступила приглашенным концертмейстером оркестра Il Complesso Barocco на мировой премьере оперы К. В. Глюка «Демофонт» в Венской опере, дирижер – Алан Кертис.

с 2015 года ведет международные мастер-классы  в Эстонии, Финляндии, Германии, посвященные стилю барокко и классицизма. 

​​​В 2017 года на швейцарском лейбле  Panclassics вышла мировая премьера — запись сонат Доменико Далольо в исполнении Марии, а в начале 2020 на этом же лейбле вышел диск с сонатами  Луиджи Людовико Мадониса

Поделиться:

1617 дней назад
23 ноября 12:00 — 25 ноября 2020 15:00

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Невский проспект д. 65 Культурный Центр Елены Образцовой ( станция метро "Маяковская")
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов